Как Илон Маск приближает мир, в котором не нужны водители, пилоты и штурманы

Вкалывают роботы

 В 2011 году корпорация Google пролоббировала на территории Невады закон, разрешавший использование на общественных дорогах штата беспилотных автомобилей. Годом позже аналогичное разрешение выдали власти соседней Калифорнии. И уже в 2013 году на суд общественности был представлен прототип автомобиля, для управления которым не нужен водитель. 

В авиации устройства, способные поддерживать курс и высоту, применяются уже более ста лет. Первый полноценный автопилот изобрел и запатентовал американский предприниматель Элмер Сперри в 1912. В течение ХХ века устройство совершенствовали, находили ему все новые применения. Автопилоты устанавливались в поездах метро, баллистических ракетах, торпедах и космических кораблях. А в начале этого века сразу несколько хай-тек гигантов вплотную занялись проблемой беспилотного автотранспорта. Сервис беспилотных такси уже тестируют “на живых людях” Uber и General Motors. Apple ведет разработку собственного робомобиля. Waymo – получившее независимость подразделение Google – предлагает услуги робо-такси в Аризоне и пилотируемых автоматикой грузовиков в Калифорнии. А в нескольких городах Швейцарии ездят в тестовом режиме автобусы-шаттлы под управлением искусственного интеллекта.

И, конечно же, Тесла. В 2011 году, когда Гугл работали над легализацией робо-мобилей, Илон Маск высказывался о беспилотных машинах крайне скептически. Мол, никакой суперкомпьютер не заменит на дороге опытного водителя. Прошло 3 года, и на борту у Тесла появился автопилот. Сначала относительно простой (одна камера и радары средней мощности), а затем – все более и более продвинутый. Уже модели 2014 года позволяли водителю отвлекаться на спокойных участках трассы. Начиная с 2016 года и версии автопилота 7.1, Тесла могут без участия водителя:

  • регулировать скорость движения и расстояние до других машин в потоке
  • включать сигнал поворота и производить безопасный съезд с трассы
  • находить оптимальное место для парковки, заезжать и выезжать с него
  • выбирать оптимальные полосы движения и корректировать маршрут при навигации

Можно только восхищаться деловым нюхом Маска, сумевшего быстро изменить приоритеты и переформатировать новый тренд под себя.  

В двух шагах от будущего

Открытым остается вопрос: почему весь мир до сих пор не пересел на беспилотники?

По двум причинам. Первая: безопасность. Несмотря на успехи Тесла и Waymoо, по-настоящему беспилотные автомобили – дело будущего. За период с 2018 по 2020 год случилось несколько резонансных аварий с жертвами, причиной которых стало несовершенство автопилота. После этого практически все компании, занятые созданием робо-мобилей, скорректировали свои планы. Прогнозные даты запуска сервисов были сдвинуты на несколько лет вперед, а скорость внедрения беспилотных технологий снижена. 

Вторая причина: огромное количество изменений, которые нужны на всех уровнях, чтобы мир беспилотников мог полноценно функционировать. Например, вся инфраструктура современных городов создана для водителя-человека. Беспилотным авто нужна другая организация проезжей части: с узкими полосами, без светофоров и видимых знаков, с полностью раздельными трассами для пассажирских и грузовых робомобилей. Так, по крайней мере, считает Кевин Келли – известный футуролог и основателей журнала Wired. Города, по его мнению, будут меняться постепенно, точно так же, как это происходило в начале ХХ века, когда на смену гужевому транспорту пришли “железные кони”. 

Скорость сигнала

А еще для перехода к беспилотному транспорту человечеству нужен интернет. По-настоящему скоростной, доступный в любой точке планеты и работающий без перебоев. При чем здесь связь? Очень просто. Робомобили наиболее эффективны в городском потоке, когда находятся в постоянном контакте друг с другом и с городской информационной сетью, постоянно анализирующей данные на всех дорогах. При наличии такого доступа мы получаем города без пробок и с максимально редкими аварийными ситуациями. Где-то что-то пошло не так – “пчелиный разум” транспортной сети сможет мгновенно среагировать и разгрузить соответствующие участки трассы. Дать дорогу городским службам. Предотвратить заторы. Без качественной связи беспилотники на дорогах будут опасны, ведь набор заранее прописанных алгоритмов не всегда полезен в чрезвычайной ситуации. 

И здесь под лучами софитов снова оказывается Илон Маск. Его компания SpaceX не только готовится колонизировать Марс, но и, начиная с 2018 года, ежемесячно выводит на околоземную орбиту порядка 60 спутников. Цель проекта – доступный во всех точках планеты спутниковый интернет. Предполагаемая скорость обмена данными – от 50 до 150 мб/с и пингом от 20 до 40 мс. Вполне достаточно для города без водителей.

Новые стандарты

Когда беспилотный транспорт получит свой бесперебойный канал связи, человечеству придется поработать над унификацией технологий и законодательства. Робомобили должны получить право функционировать во всех или почти всех государствах, иначе международные поездки станут только сложнее. Понадобится урегулировать все спорные вопросы, связанные с ответственностью сторон при ДТП. Уже сейчас футурологи и юристы обсуждают вопрос, на ком лежит вина при аварии. На водителе? На производителе ЦП робомобиля? На компании, сделавшей для авто систему сенсоров? На городе, к облачной сети которого будет подключаться беспилотник? 

Заодно понадобится унифицировать и технологии. Прежде всего, протоколы связи, чтобы, пересекая границу или просто выехав из города, робомобиль не оказался слепым. Ничего нового в этих процедурах нет. Подобным же образом урегулировано использование бортовых компьютеров на современных самолетах и морском транспорте. Да и автопилоты на скоростных международных поездах, которые ездят по дорогам ЕС, подчиняются сложным нормам, выработанным Еврокомиссией.

Этическая сторона

В законодательстве Германии существует интересный пункт. Он требует, чтобы ИИ в чрезвычайной ситуации не применял дискриминирующие признаки. Что это значит? Когда авария неизбежна, водителю (в случае робомобиля – бортовому компьютеру) за считанные миллисекунды нужно принять решение: кто пострадает. Немецкие законодатели решили, что в алгоритмах для подобных ситуаций не должно быть места алгоритмам “спасать детей”, “выжить должен человек определенного пола или цвета кожи” и т. п. Кого должна спасать машина, пока не ясно, ни на философском, ни на законодательном уровне. В проведенном несколько лет назад опросе большинство респондентов посчитало, что приоритетом должно быть спасение максимального количества жизней, даже, если придется пожертвовать самим владельцем авто. Впрочем, когда у участников спросили, купят ли они машину с автопилотом, большинство ответило отрицательно.

Будущее немного подождет

На вопрос, перейдет ли человечество на пилотируемый компьютером транспорт уже сейчас, можно ответить положительно. Над этим работают и хай-тек фирмы, и законодатели многих стран. При правильной реализации такая транспортная модель намного безопаснее для всех. Когда это случится? Не в ближайшие 10 лет, ведь пока даже глобальный спутниковый интернет еще только налаживают. Старлинк сегодня доступен лишь в некоторых штатах США и ряде стран Европы. Украина в их числе окажется не раньше осени 2022 года, а цена услуги по началу будет “кусаться” (99$ в месяц). В ближайшие году выбирать провайдера украинцам предстоит из числа местных и национальных операторов. Проще всего это сделать на сайте multitest.ua. Сравните все условия и выбирайте с открытыми глазами.

Посмотрите какие провайдеры работают по вашему адресу